Новая модель медицинской организации
«Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» — это организация, которая ориентирована на потребности пациентов и бережно относится к временному ресурсу, как к главной ценности. Она организована с учётом принципов эргономики и соблюдения необходимого рабочего пространства, что создаёт позитивный имидж медицинского работника.
Создание новой модели представляет собой комплекс мероприятий, направленных на соблюдение приоритета интересов пациента. Она включает организацию медицинской помощи с учётом рационального использования времени пациента, повышение качества и доступности медицинских услуг, обеспечение комфортности условий их предоставления, а также повышение удовлетворённости уровнем оказанных услуг. Кроме того, новая модель направлена на сокращение нагрузки на медицинский персонал за счёт повышения эффективности деятельности медицинской организации, перехода на электронный документооборот и снижения объёма бумажной документации.
Одним из эффективных инструментов бережливого производства является создание инфоцентра системы SQDCM. Эта аббревиатура означает: безопасность (S), качество (Q), исполнение заказов (планов) (D), затраты (C) и корпоративная культура (M).
На специально разработанной доске наглядно отражена система показателей эффективности. Такие доски-инфоцентры, позволяющие наглядно видеть эффективность работы, должны быть расположены в кабинете главного врача и в каждом отделении. По словам сотрудников поликлиник, в которых используется этот инструмент, им стало гораздо проще осуществлять оперативный контроль. Теперь каждый показатель качества их работы понятен, его всегда можно посмотреть, сравнить с коллегами и улучшить свою работу.
Важно отметить, что это не просто набор статистических данных, а «живой» инструмент, который помогает отслеживать и контролировать динамику развития медицинской организации. Он также способствует её изменениям и развитию. Поскольку сейчас медицинские работники находятся в процессе непрерывного обучения, они не только развиваются в профессии, но и изучают методы управления своей деятельностью. Всё это, в конечном итоге, ведёт к повышению качества помощи пациентам.
Организация эффективного рабочего места по системе 5S в отделениях медицинской профилактики.
С целью организации эффективной работы медицинского персонала следует организовать рабочие места согласно принципам системы 5S.
5S – система, направленная на правильную, эффективную и безопасную организацию рабочего места.
5 принципов, на японском языке все начинаются с буквы S.
1 шаг – сортировка
Подразумевает собой разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних.
Все материалы, оборудование и инструмент сортируются по принципам:
Нужные всегда – материалы, которые используются в работе постоянно;
Нужные иногда – материалы, которые могут использоваться в работе, но в данный момент не востребованы;
Ненужные вообще – неиспользуемые инструменты, бланки, посторонние предметы;
Без первого шага «Сортировка» бессмысленно переходить к шагу «Соблюдение порядка» и что-то переставлять. В таком случае вы просто перекладываете ненужные вещи с места на место.
Важно УДАЛЯТЬ НЕНУЖНОЕ.
2 Шаг- соблюдение порядка
Необходимо определить место для каждого предмета.
Расположение предметов должно отвечает требованиям: безопасности, качества, эффективной работы.
Принципы расположения вещей:
– легко использовать;
– легко вернуть на место;
– на видном месте;
– располагать предметы, согласно использования в текущем процессе;
– чем чаще предмет используется, тем ближе находится;
3 Шаг -Содержание в чистоте
Это наведение и поддержание чистоты рабочей зоны:
– уборка рабочего места;
– тщательная уборка и чистка оборудования, фиксация неисправностей;
– устранение неисправностей и выработка мер по их предотвращению;
4 Шаг – Стандартизация
Создание понятных визуальных стандартов и инструкций:
– выработанный порядок фиксируем визуально;
– с первого взгляда должно быть понятно, что где лежит, что есть в наличии, а что отсутствует на своем месте;
5 Шаг – Совершенствование
Постоянно совершенствовать свое рабочее место:
– требовать принципам системы 5S;
– улучшать разработанные стандарты;
– обучать персонал и следовать разработанным правилам.
Классификация видов потерь в бережливом производстве применительно к медицинским учреждениям:
- Перепроизводство (результаты не всех назначенных анализов востребованы впоследствии врачами)
- Лишние движения (врач вынужден заниматься не лечебной функцией, лишние передвижения из-за непродуманной планировки кабинета)
- Ненужная транспортировка (необходимость пациента посещать поликлинику несколько раз в разные дни)
- Излишние запасы (очереди пациентов в регистратуру, процедурный кабинет; непродуманная система поставок расходных материалов)
- Избыточная обработка (дублирующиеся анализы)
- Ожидание (неравномерная нагрузка на медперсонал)
- Переделка/Брак (Необходимость проходить исследования (анализы) с ограниченным сроком действия повторно из-за невозможности посетить специалиста в указанное время
В БУЗ УР «Завьяловская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» пилотный проект начал свою работу с 2018 года. В рамках программы модернизации здравоохранения в 2018-2019 годах был проведён капитальный ремонт амбулаториях с. Ягул, д. Хохряки и д. Каменное. Эти учреждения были отремонтированы и построены по принципам бережливого производства.
Принципы бережливого производства также были внедрены и в детскую поликлинику. За время реализации проекта она значительно преобразилась: появились информационные стенды и плакаты, удобная и наглядная навигация, а зоны ожидания стали более уютными.
К поликлинике прикреплено более 19 000 детей, которых обслуживает 21 педиатрический участок. Поэтому в рамках проекта особое внимание уделяется разделению потоков здоровых и больных пациентов. Для этого предусмотрены отдельная колясочная зона и отдельный вход с улицы для пациентов с признаками ОРВИ.
Система-5С-ver-2.0.
Решение-проблем
ГОСТ-Р-56404-2015-Бережливое-производство.-Требования-к-системам-менеджмента
ГОСТ-Р-56020-2014-Бережливое-производство-Основные-положения-и-словарь
ГОСТ-Р-56405-2015-Бережливое-производство.-Процесс-сертификации-систем-менедж
ГОСТ-Р-56406-2015-Бережливое-производство.-Аудит.-Вопросы-для-оценки-системы
ГОСТ-Р-56407-2015-Бережливое-производство.-Основные-методы-и-инструменты
ГОСТ-Р-56906-2016-Бережливое-производство.-Организация-рабочего-пространства
ГОСТ-Р-56907-2016-Бережливое-производство.-Визуализация
ГОСТ-Р-56908-2016-Бережливое-производство.-Стандартизация-работы
ГОСТ-Р-57522-2017-—-интегрированная-система-менеджмента-качества-и-бережливого
ГОСТ-Р-57523-2017-Бережливое-производство.-Руководство-по-системе-подготовки
ГОСТ-Р-57524-2017-Бережливое-производство.-Поток-создания-ценности